Родителям
ИЗО – хороший помощник в учёбе
Памятка для родителей.
В последние годы у многих родителей учеников общеобразовательных школ возникает вопрос – зачем в школе изучают такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, технология? - Попытаюсь ответить на этот вопрос применительно к урокам ИЗО.
Как известно, ещё первобытные люди, рисовали, танцевали и пели. Эти навыки были единственными средствами общения наших прародителей. Почему же у нас, жителей XXI века возникают такие вопросы? – Ведь, современная цивилизация требует от каждого из нас решения огромного количества задач. Сложность этих самых задач вовсе не зависит от положения человека на определённой ступеньке общества. Решать приходится каждому: кому-то – самостоятельно, кому-то с чьей-то помощью. Да и степень сложности у каждого своя. Именно поэтому каждому из нас просто необходимо научиться, как можно, быстрее и качественнее решать вопросы, поставленные жизнью.
Исходя из Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательные программы» (ст.43 п.1.1), «родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» (ст.44 п. 1) и «обеспечить получение детьми общего образования» (ст. 44 п.4), а «педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утверждённой рабочей программой» (ст.48 п.1.1). Само наличие предмета ИЗО в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ, утверждено Министерством просвещения РФ, рабочие программы составлены в соответствии с нормативными документами. Всем нам остаётся, только, исполнять закон: учить и учиться.
Учёными давно доказано, что занятия рисованием способствуют развитию мелкой моторики кистей рук, что напрямую влияет на развитие мозга; развивает образное, пространственное и абстрактное мышление; учит понимать прекрасное (ну, не роботов же мы с вами растим) и получать удовольствие от результатов своей работы.
Поясню. Образное мышление (фантазия) необходимо для всех видов человеческой деятельности. Выдающийся математик Давид Гильберт рассказывал, что у его ученика Льюиса Кэррола было недостаточно фантазии, чтобы стать математиком, и он стал писателем (автор произведения «Алиса в стране чудес»). К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция потери способности детей к фантазированию. Им трудно сравнить берёзку с девицей, которая заплела косы, или в постройке Преображенской церкви в Кижах (построенной без единого гвоздя) увидеть многоголосный хор, устремляющий своё пение в небо.
Пространственное мышление – это не просто умение ориентироваться в пространстве. Большая часть технических специальностей предполагает наличие развитого пространственного мышления. Кроме того, оно необходимо дизайнерам, архитекторам, врачам, лётчикам, морякам и т. д. Как-то, один очень хороший ученик уверенно сказал: «Мне ИЗО не нужно. Я хочу быть хирургом». А у самого на рисунке интерьера комнаты стул на стене нарисован. Простите, а как же компьютерная хирургия, без понимания пространства?!
Абстрактное мышление – это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с ними. Такое мышление развито у физиков и математиков. Любые уравнения с неизвестными решаются только при наличии абстрактного мышления, а занятия на уроках ИЗО способствуют его развитию. Если ребёнок, к примеру, видит в облаке дракона или птицу, а в кляксе – собаку или человечка, значит, абстрактное мышление у него работает.
Но предмет ИЗО – это не только рисование, это и приобретение новой информации, которая имеет межпредметные связи. Разве не интересно самому изобразить образ своего любимого литературного героя таким, каким видишь его ты? Разве не нужно научиться грамотно писать, например, слово «архитектура» или узнать имена великих художников? Разве умение изображать геометрические тела повредит кому-то в освоении геометрии? – Постарайтесь ответить себе на эти вопросы? А если вы, всё-таки, решили, что ИЗО не для вас и вы не хотите посмотреть на этот предмет с интересом и пользой для себя, могу успокоить вас тем, что есть в нашем лексиконе такое простое слово «надо». Есть предмет, значит, надо учиться. Полезно знать, что слово «надо» заимствовано из старославянского языка и означает «должно, необходимо». Так действуйте! И результат гарантирован!
Правда случаются и такие ситуации, когда о ненужности предмета ИЗО детям говорят их родители. Дорогие мои, поймите, такими установками вы сами создаёте проблемы своему ребёнку: вы разрешаете ему не учиться, вы ограничиваете его выбор! Ведь придёт время, когда вашему ребёнку придётся выбирать профессию. Ещё не так давно считалось, что рисованием, также как и музыкой, зарабатывать невозможно. Но сейчас культура становится более визуальной, а развитие технологий даёт более широкие возможности для самореализации. Поэтому, в выигрышной позиции оказываются, как раз те, кто умеет работать с «картинкой». А в общем, нет на свете такой профессии, в которой не пригодились бы, хотя бы, простейшие навыки, приобретённые на уроках ИЗО.
Конечно, не стоит рассчитывать, что занимаясь ИЗО в рамках учебной программы общеобразовательной школы (один урок в неделю), ребёнок станет настоящим художником. Здесь важен сам процесс развития творческих способностей, процесс познания самого себя.
Каждому человеку понятно, что с учителями ребёнок проводит только первую половину дня в течение одиннадцати лет своей жизни. С вами, уважаемые родители, всю жизнь. Семья для маленького человека – целая вселенная, а родители – главные светила, главный авторитет. И это правильно. Пожалуйста, постарайтесь не растерять его. И тогда ваш ребёнок будет гордиться вами, а вы – им. Разве не за этим мы пришли в этот мир?!
Очень надеюсь на понимание. Желаю успехов в учёбе.
Романова И.В.
Экстренная социальная помощь для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию
Полезные ссылки: